со дня рождения
Юрия Константиновича ЕФРЕМОВА

1913 – 2013

Слово о Юрии Константиновиче Ефремове

 

Минул век со дня рождения Ефремова. Юрий Константинович Ефремов (1 мая 1913 – 23 сентября 1999) – замечательный ученый-географ, путешественник и поэт, мне лично запомнился и как обаятельный, скромный, честный и порядочный человек, всегда вызывавший неподдельную симпатию ближних. Он был директором Музея Землеведения в здании МГУ, ученым секретарем Московского филиала Географического общества, защищал Байкал, активно выступал против переброски северных рек на юг.
В 1960 году Ю.К. Ефремов участвует в группе по подготовке проекта закона РСФСР об охране природы. Ему пришлось выдержать натиск хозяйственников. И все же закон об охране природы был принят. И очень не угодил Хрущеву.
Итогом многолетнего изучения Западного Кавказа стала книга Ефремова "Тропами горного Черноморья" (1963, 2008). Три издания выдержала другая его книга – "Курильское ожерелье", переведенная на несколько языков. А книга "Остров вечного лета" посвящена Цейлону. Он объездил Индию, Японию, Афганистан, Германию… И, конечно, обошел-изъездил всю нашу Родину: Кавказ, Копетдаг, Урал, Прибалтику, Тянь-Шань, Карпаты, Крым, Прибайкалье, Хибины, Приморье. Будучи в течение десяти лет (1955–1965) ученым секретарем Московского филиала Географического общества, стал инициатором создания в нашей стране национальных парков, разработав положение о национальных парках и памятниках природы.
В 1962 году Ефремов стал членом Комиссии по наименованию улиц Москвы. И хотя Хрущев, собравшийся построить коммунизм в СССР к 1980 году, велел выбросить с карты столицы все старорежимные названия, в конечном счете вышло все наоборот. В частности, Ефремов защитил Лаврушинский переулок как маяк Третьяковской галереи – светоча русской культуры. И председатель комиссии Пегов под влиянием Ефремова посмел ослушаться генсека-волюнтариста и спустил на тормозах процесс переименования улиц. Петровка осталась Петровкой, а Сретенка Сретенкой. А к 1994 году, уже в атмосфере перестройки, удалось восстановить – прежде всего благодаря Юрию Константиновичу Ефремову – все старые названия русской столицы внутри Садового кольца.
В книге "Курильское ожерелье" Ефремов с гордостью за русский народ отмечает волю и решимость наших предков в освоении пространств Земли. 1581 год – отправился за Урал Ермак. 1619 – русские на Енисее. 1632 – основан Якутск, а через семь лет мы выходим к Охотскому морю. В 1648 году, меньше чем через 70 лет после Ермака, Семен Дежнев и Федот Попов обогнули Чукотку, а Попов доплыл до Камчатки и не мог не увидеть Северные Курильские острова. "Ни одна страна в мире, – пишет Ефремов, – не открывала столь малыми силами таких необъятных пространств и не овладевала ими в такие короткие сроки. Поистине на великие дела уже в те столетия был способен русский народ!" Я напомню суждение русского национального мыслителя Ивана Лукьяновича Солоневича о разнице в психологии народов. Русские, чуть ли не с другой стороны глобуса, достигли Сахалина, Камчатки и Курил, а японцы, живя буквально рядом, по соседству, столетиями не удосужились добраться до Сахалина.
Уже в первой четверти XVIII века русские начали посещать и осваивать Курилы. Японцы проникли на Кунашир и Итуруп только в 1795–1805 годах. Зато им удалось обменять у правительства Александра Второго в 1875 году всю Курильскую дугу на свой отказ от претензий на Южный Сахалин. Это была такая же ошибка со стороны нашего правительства, как и почти бесплатный подарок США в виде Аляски. На мой взгляд, ни при каких обстоятельствах мы не должны уступать православное пространство, а жители Аляски в то время уже активно принимали православие. Потеряв Курилы в 1875 году, мы потеряли и Охотское море, в том смысле, что оно перестало быть нашим внутренним морем и превратилось в ничейную зону, в пространство для всех. Юрий Константинович всегда неизменно отстаивал принадлежность Курил России. Еще на Ялтинской конференции Курилы были признаны нашими. Их статус не поколебал и Сан-Францисский договор 1951 года, даже несмотря на накал холодной войны. Курилы растянулись на 1000 километров и распадаются на 36 звеньев-островов и на целый рой мелких скал, островков и рифов. Каждый остров – вулкан, осколок вулкана или цепочка вулканов, слившихся своими подошвами.
Ефремов отмечает, что японцы 145 лет просидели на Итурупе и не сумели его изучить с должной тщательностью. А наши ученые в первый же год по возвращении Курил России сделали ряд географических открытий. Тогда же был открыт вулкан Иван Грозный. "На край света занесли мы славу этого человека, - пишет ученый, - в свое время лишь начинавшего раздвигать пределы России за Уральские горы. Отсюда, с Курильской земли, нам еще виднее его большие заслуги перед Русью и величие начатого им дела – от походов Ермака до присоединения Курильской гряды".
Пребывание Ефремова на Курилах отнюдь не ограничивалось спокойными научными наблюдениями. Его судно бросало в шторм, по островам приходилось продираться сквозь жуткие заросли бамбука, к тому же при непрерывной атаке мошкары, приходилось лазить через природой созданный каменный частокол… А как трогательно он описал случай с лошадью, застрявшей в узкой земляной щели, когда он перочинным ножом отрывал землю, чтобы дать свободу ее копытам, и как наконец они оба, лошадь и всадник, с неимоверным трудом выкарабкались из канавы, ставшей ловушкой.
Подробно описано извержение вулкана Сарычева 4 ноября 1946 года на острове Расшуа, вблизи Матуа. Вулкан с грохотом выбрасывает несчетное количество камней -  настоящих огненных бомб, скакавших со склона огненными мячами.
Остров Шикотан на языке коренных жителей означает "лучшее место". Увы, для жителей Северных Курил в японское время этот остров оказался местом ссылки и гибели. "Когда северной половиной гряды завладели японцы, - отмечает Ефремов, – они изгнали с нее всех бывших русских подданных – айнов – и сослали их именно на Шикотан". У айнов отобрали ружья, запретили заниматься морским промыслом, каждую весну на новом месте наступал голод, их численность резко сократилась.
Юрий Константинович Ефремов – настоящий русский интеллигент-патриот, принадлежавший к той части нашего образованного сословия, которая не поддалась на посулы космополитизма и европейничанья (выражение Н.Я. Данилевского), а сохранила духовно-нравственные корни православной русской цивилизации. Вечная ему память.


Владимир Осипов, член Союза писателей России